Очень интересны взаимоотношения ведущего и группы. С одной стороны, он является частью группы, имеет статус "на равных" с участниками. С другой стороны, ведущему группы, как и на индивидуальной терапии, важно быть в контакте с группой, и, значит, быть отдельным "организмом". Когда мы говорили о "болезнях" долгосрочных групп, то скорее следовало бы говорить о феноменах на границе контакта двух "организмов": ведущего и группы.
Ведущему группы важно четко определить свою позицию.
Как "человек", он, безусловно, "наравне" с любым участником: он так же делится своими чувствами, он может ошибаться и признает свои ошибки, он развивает свои отношения с участниками группы, он может делать свои предложения по дальнейшей групповой работе (попросить перерыв, если устал, или предложить свое упражнение), поделиться с группой своим опытом, быть незнающим или радостным или испытывать злость.
Как "ведущий группы", он является экспертом в области содержания обучения, он распознает и предъявляет группе феномены, которые в ней возникают, он помогает группе определить групповую фигуру и направление развития, он определяет жанр работы и условия участия. Кроме того, ведущий является более проработанным (т.е. он прошел и продолжает проходить свою индивидуальную терапию) и учит на своем примере, как быть открытым и ясным, как давать конструктивную критику, как уважать другое мнение, как осознавать свой опыт, как поддерживать, как быть живым.
Много внимания ведущий уделяет и каждому участнику группы как индивидуальности. Мне кажется, что для гештальтиста не так важно охарактеризовать участника как "лидера", "аутсайдера", "антилидера". Это слишком упрощенная схема. Гораздо более полезным является умение уважать и поддерживать такие личностные особенности, как индивидуальный темп, манеру речи, индивидуальный стиль.
Например, на выполнение какого-либо упражнения ведущий дает определенное время. Практически всегда кто-то не успевает. Ведущий может сказать: "найдите способ закончить это упражнение и возвращайтесь в общий круг" или что-то похожее. Но в группе может оказаться человек, который не успевает всегда. В группе растет раздражение на этого человека. Но, скорее всего, это индивидуальная особенность человека, и он ощущал на себя раздражение всегда: в школе, в институте, на работе, а теперь здесь – в психологической группе. Для него это норма ("Я – копуша, это плохо, я заслуживаю раздражение"). Он старается делать быстрее, но не может. Если ведущий присоединится (пусть и неосознанно) к группе и будет просто терпеть, для этого человека путь принятия себя медленного будет здесь закрыт. А если посмотреть на этот эпизод в групповом контексте, то появляются "в воздухе" следующие обобщения: "есть темпы хорошие, есть – плохие", "можно родиться с подходящими индивидуальными особенностями, можно – с не подходящими", "у меня – подходящие, значит, я лучше". Так мы сами делаем аутсайдера.
Я очень подробно разбираю эту ситуацию, чтобы было понятно, сколько таких "пустячков" может происходить в группе, сколько из-за них может витать в воздухе невысказанных, противоречивых посланий.
Подумайте над другими словами ведущего: "Я вижу, ты не успеваешь. Возьми себе еще время. Мы сделаем перерыв или подождем тебя в кругу. Не торопись! Очень важно, чтобы мы уважали друг друга, давали друг другу возможность быть в том темпе, который нам более комфортен. Здесь мы не соревнуемся в скорости".
Ведущий обращает для себя внимание и на другие особенности участников: Андрей очень редко говорит о приятных вещах, он критикует или говорит о своем недовольстве; Вера вызывает у меня напряжение, я пока не понимаю, почему; Наташа очень меня поддерживает тем, что она мне доверяет и ей здесь очень интересно; Максим обладает потрясающим чувством юмора, но иногда он может "зашутить" важную для группы тему; Соня вызывает агрессию других участников группы, как она это делает?; Марина обижается на любое замечание, похоже, у нее очень мало ресурсов и ей нужна поддержка и т.д. А потом включает это в работу.
Еще что важного делает ведущий – привносит определенную этику.
То, что позволяет-не замечает-допускает время от времени ведущий, считается участниками этичным.